Однако...
Не бойся ошибиться, сделав шаг! Не ошибается лишь тот, кто стоит на месте !
Сборник "Гуманитарная экспедиция "Прощение и память" 2006 - 2007 г."
14.08.2010 Оглавление...
История сталинских репрессий на территории Каргасокского района. История проекта "Прощение и память".
1.1. Монголина Н.Г. Очерк из истории сталинских репрессий в 30-40 годах XX века.
1.2. Из рассказов спецпереселенцев и воспоминаний о них:
1.2.1. Боровских А.С. Ссылка (о. Смерти). 1.2.2. Ранн П.Я. Ссылка в Новый Тевриз. 1.2.3. Ольгович С.И. На ниве просвещения. 1.2.4. Федорова Т.И. Уроки жизни 1.2.5. Кереджи - Оглы С.Р. С тоской все время вспоминаю... 1.2.6. Яконен С.С. Ожившая память.
1.3. Зарубина В.М. История проекта "Прощение и память".
1.3.1. Работа на местах: Федорова Т.И. (п.Ново-Югино) Толстых Н.Ф. (п.Березовка) Кереджи - Оглы С.Р. (п.Мыльджино) Ненастьева С.В. "Открой в себе память" (п. Ср. Васюган) Егупова Н.М. "Боль людская" (п.Новый Тевриз)
1.4. Обращение к участникам экспедиции о. Александра (Фрейдман) с. Парабель.
1.5. Мои размышления о проекте о. Федор (Прокопов) с. Каргасок.
1.6. Слово перед освящением памятного креста в с. Средний Васюгана, священник Виктор Мансветов.
1.7. Шашель И.Н. "Встреча с прошлым и будущим". Презентация в г.Томске, 2006г.
1.8. Социологические анкеты №1, №2. Сост: Хмелева А.П.
1.9. Суродеев Н.И. Мониторинг общественного мнения о проекте "Прощение и память" (с. Каргасок, д. Павлове).
1.10. Агеева Е.Г. Результаты изучения общественного мнения в поселках: Березовка, Мыльджино, Средний Васюган, Новоюгино, Новый Тевриз.
1.11. Монголина Н.Г. "Проект "Прощение и память" как образовательное событие".
1.12. Мартынюк М.А. Участие Каргасокской межпоселенческой центральной библиотеки в проекте "Прощение и память".
II.Раздел. Творческие работы участников экспедиции.
2.1. Гимн экспедиции 2007г. Авторы: Колыхалов В.А., Сухно Е., Чяпукас Р., Хлопотная М., Грицина А.
2.2. Широков А., участник экспедиции 2006г., г. Томск "Мой народ вынес многое" "Облака" "Баллада о любви"
2.3. Хмелева А.П. "Путевые заметки 2006"
"Путевые заметки 2007"
2.4. Колыхалов В. А. "Я должен был родится на Алтае..." "Убиенные сердца" "Роковые имена"
2.5.Грицина А. "Красный ворон". Иллюстрации к поэме Литвиновой А.
2.6.Сказка- быль о Кощее Бессмертном и о «Надежде».
2.7. Грицина А., Парфенович А. "Машут ели..."
2.8. Грицина А. "Мы обещаем к вам вернуться"
2.9. Куницына А. "Лирические заметки из путевого дневника".
2.10.Список творческих работ, выполненных учащимися, участниками проекта «Прошение и память»
III. Раздел Культурное наследие.
3.1. Климов С.М.: "Морщины времени"
"РДК"
3.2. Мацкевич Е.М., сотрудник Каргасокского музея искусств народа Севера: "Театр Погорелова Д.Г." " Художник Калныньш А.В." "Самодеятельный художник Мальцев Н.И."
Библиография. От редактора.
14.08.2010 О проекте А.М.Рожков
Я хорошо помню тот день, когда мне для ознакомления принесли детские проекты, разработанные на январских уроках в Школе практической истории. Все они были, безусловно, значимыми и интересными, но именно проект «Прощение и память» глубоко затронул меня. Почему? Потому что он самым тесным образом переплетается с судьбой нашей малой родины. Массовые политические репрессии - это одна из самых трагичных страниц российской истории. На берегах печально известного Васюганья, начиная с 30-ых годов прошлого века, в геометрической прогрессии множились комендатуры. Крепкие крестьянские семьи из Омской области и Алтайского края, а потом и представители прибалтийской интеллигенции пытались удержаться, освоится... выжить на земле, затерянной в бесконечной тайге и бескрайних болотах. Миллионы людей стали невольными участниками беспощадной борьбы за выживание. Выжили не все... вечная память погибшим в годы жесточайших политических гонений!... Та страна, которая надеется на светлое будущее, должна помнить о своем прошлом. Даже в том случае, если оно было жестоким и неблагозвучным. В противном случае мы все обречены на повторение ошибок предыдущих поколений. Отрадно, что юные каргасокцы усвоили эту житейскую мудрость. Наши школьники живо интересуются историей малой родины. Их краеведческая и исследовательская работа, которая ведется в рамках реализации гуманитарного проекта «Прощение и память», заслуживает самой высокой оценки. Власть муниципального района, как исполнительная, так и представительная, делает все возможное для того, чтобы поддержать проект и максимально продлить срок его существования. Мы гордимся тем, что именно наши дети могут, и самое главное хотят дотронуться до прошлого родной земли собственными руками. Искренне благодарю вас, дорогие ребята, за неравнодушие. Педагогам хочу сказать огромное спасибо за их ежедневный и кропотливый труд. Помните, вы делаете благое дело! Проект «Прощение и память» глубоко затронул сердца и души людей, проживающих на территории нашего огромного Каргасокского района и за его пределами.
С уважением, Глава Муниципального образования «Каргасокский район» Анатолий Рожков.
14.08.2010 О проекте В.А.Протазов
Тема репрессий 20 века актуальна для нашего общества. Ведь до сих пор живут здесь потомки спецпереселенцев, погибавших от болезней и голода, испытавших унижения, огромную душевную боль, потерявших дом и свою малую Родину. Для многих из них эта суровая земля стала последним пристанищем. Сегодня на карте Томской области уже не найдешь многочисленных поселков, основанных по берегам таежных рек первыми спецпереселенцами. Там на заросших кладбищах лежат сосланные с Прииртышья, Алтая, Красноярского края, там погребены спецпереселенцы из Прибалтики, Бессарабии, Буковины, Кавказа. Идея проекта «Прощение и память» появилась на занятиях школы практической истории, в которой принимали участие дети из школ Каргасокского района и Нарымской школы Парабельского района. Сам проект получил продолжение в виде муниципальной целевой программы. Депутаты Думы Каргасокского района единогласно поддержали проект в 2006 году и продлили действие программы «Прощение и память» в 2007 году. Для нас и наших потомков важно и необходимо знать не только героические страницы нашей истории, но и трагические для того, чтобы в будущем повторение подобных событий стало невозможным.
Председатель Думы Каргасокского района В.А. Протазов.
14.08.2010 О проекте Н.М.Бейдерова
Я внучка и дочь репрессированных. Мои деды кулаки. Наше поколение выросло в условиях истории, когда кулаки были врагами народа. История постоянно меняется, жаль нельзя вернуть жизнь людей, погибших во время репрессий. Я часто думаю, что было бы, если этого не было бы. Наверное, не разрушив бы уклад жизни, мы бы уже обогнали бы всю Европу по развитию сельскохозяйственного производства. Уничтожив кулаков, которые трудились день и ночь, чтобы прокормить свои семьи, мы долго не можем достичь того, что имели они. И пусть история меняется, только пусть от этого не погибают люди.
14.08.2010 О проекте Л.А.Илгина
Многие жители нашего района знают о трагических событиях начала XX века, связанных с репрессиями, не только по кинофильма, книгам, но и по рассказам свидетелей тех событий, так как наш район стал местом массового переселения крестьянских хозяйств, депортированных народов. Здесь они нашли свой второй дом. Поэтому вполне закономерно, что в ходе проведения в январе 2006 года образовательного семинара для старшеклассников "Школа Практической Истории" по теме: "Капитализация истории или история как ресурс развития территории" и возник проект "Прощение и память", который был реализован в рамках муниципальной целевой программы "Прощение и память" в 2006 - 2007 годах. В реализации проекта принимали активное участие учащиеся, педагоги, население, власть. Дети имели уникальную возможность работать с документами, специалистами, участниками событий тех лет. Работы, которые были подготовлены по завершению проекта, говорят о том, что данная тема глубоко взволновала детей, научила сопереживать, анализировать. Желаю всем, кто претворял в жизнь муниципальную целевую программу "Прощение и память", творческих успехов. Удач, оптимизма, здоровья!
Начальник Управления образования опеки и попечительства МО "Каргасокский район Л.А.Илгина
14.08.2010 Историческая справка о репрессиях 30-40-х гг. XX века.(Очерк по истории сталинских репрессий).(ноябрь 2007г.)См.подробнее...
В Западной Сибири основным районом ссылки стал Нарымский округ, созданный в 1932 году, объединивший земли нескольких нынешних районов области с центром в г. Колпашево и по территории был равным территории Белоруссии и Литвы вместе взятым. «Бог создал рай, а черт - Нарымский край», так говорили о данных местах еще в дореволюционное время. В 30-х годах среди спецпереселенцев появилась еще одна поговорка: «Кто в Нарыме не бывал, тот и горя не видал».
Вторая половина 20-х гг. XX века. В СССР начиналась эпоха «великих строек». Руководство партии хорошо понимало выгоду от бесплатного, в сущности рабского, труда заключенных. Страна покрывается сетью особых лагерей.
СИБУЛОН означает «Сибирское управление лагерей особого назначения», а СИБЛОН - это «сибирские лагеря особого назначения». СИБЛОН появился на свет в 1929 г., прежде, чем коммунисты придумали перекрестить свои концлагеря в ИТЛ (исправительно -трудовые лагеря). СИБЛОН состоял из лагерей, исправительно -трудовых колоний и спецпоселений. В 1935 г. СИБЛОН переименовали в Сиблаг. Лагуправление находилось то в Новосибирске, то в Мариинске. СИБЛОН с момента образования находился в подчинении ОГПУ, с 1931 г. ГУЛАГ ОГПУ, а с 1937 г. Сиблаг подчинен ГУЛАГ НКВД.
СИБЛОН/Сиблаг простирал свои владения от Иртыша на западе, до Енисея на востоке, но ядром его была полоса вдоль Трассибирской железной дороги. СИБУЛОН организован во исполнение решения правительства об использовании труда заключенных и спецпоселенцев при колонизации отдаленных районов СССР и эксплуатации их природных богатств: лесозаготовки, угледобыча, договорные работы с Союззолотом, дорожное строительство (железнодорожные ветки, Нифатьевское шоссе, Чуйский тракт), строительство заводов, металлообработка и, конечно, сельскохозяйственное производство (полеводство и животноводство).
14.08.2010 Боровских А.С. Ссылка (о.Смерти) См.подробнее...
Родился в 1940 году в Каргаске в семье служащего. Семья ранее была многодетной и была сослана из Алтайского края, Косихинского района, д.Контошино. Родители занимались сельским хозяйством вместе со своими родными. Отец был образованным человеком, окончившим в то время гимназию. В деревне Контошино (она была большой деревней) он преподавал в школе. У моих родителей к 1929 году было уже девять детей (старшей сестре было тогда 14 лет). Ссылка. Остров Назино. Побег. Бондарка. Русановка. Каргасок. 10-летние образование получил в школе №1, Специальное -Томский автомобильно-дорожный техникум. Работал при областном управлении дорог Томской области. В 1965 году мне предложили работу в Каргаске - открыть новый дорожный участок №1395 я был назначен начальником этого участка. Работал мастером асфально-бетонного завода. С этого асфальтного завода я ушел на пенсию. У меня с Людмилой Никифоровной двое детей: сын Андрей (1964 г.р), дочь Людмила (1969 г.р). Мы с женой в данное время находимся на пенсии, помогаем воспитывать пятерых внучек.
Ссылка (о. Смерти)
Алтай. Конташино 1929 год... Крестьянская семья Боровских... Раскулачивании... И вот... Одиннадцать детей, бабушка, отец и мать Отправились на север под конвоем Счастье свое искать. Таких полно было семей На барже деревянной. Но исходило это зверство От местной власти окаянной. Народу было в трюме - Ни лечь, ни сесть, ни встать. Люди становились все угрюмей. Некоторые попытались бежать. Куда бежать? Вокруг охрана и вода, Но люди прыгали за борт. Их убивали сразу. И вот...
14.08.2010 Ранн П.Я. Ссылка в Новый Тевриз. См.подробнее...
Ранн Пётр Яковлевич родился 30 сентября 1926 года, в семье крестьянина-середняка, в с.Красный Дол, Славгородского района, Алтайского края. В 1931 году вместе с родителями были высланы в п.Тевриз Каргасокского района Томской области. В войну работал сапожником, рыбаком, мастером на пихтовом заводе. После войны работал полеводом в Катальге, с 1960 - звероводом черно-бурых лисиц в НовоВасюганском КЗПХ, с 1969 г в Усть-Чижапском КЗПХ, зав. базой, позже зав.торгом до выхода на пенсию в 1982. В настоящее время проживает в Каргаске.
Ссылка в п. Новый Тевриз
Осень 1930 год. Отца вызвали в волость, ныне администрация, где проводили общее поселковое собрание, вопрос стоял организационный объединить личные хозяйства в коммуну. Отец записался третьим, по рассказам матери. После этого большевики выгребали зерно, которое было засыпано в амбары, выводили со двора лошадей, у нас было три коня. Их держали, чтобы пахать, боронить, косить урожай- пшеницу, овёс, горох. В хозяйстве была жнейка-самосброска, в неё запрягалось три коня, жнейка косила, вязала и скидывала готовый сноп. Потом их составляли в суслоны, затем сваживали и молотили на молотилке, в неё запрягались три коня. Обмолоченное зерно пропускали через веялку, просеянный хлеб, т.е. зерно, просушивали и ссыпали в закрома. Увели трёх коров, было пять, и угнали молодняк, сколько было, овец-15 голов двух оставили. Две свиньи оставили на зиму родителям, так как семья большая - восемь человек. Какой был сельхозинвентарь, всё вывезли - плуга, бороны, молотилку, веялку, жнейку. Очистили! У большевиков уже была мысль о выселке весной, они готовились, предупреждали, чтобы ничего не продавали, кто нарушит запрет, будет осуждён как «враг народа». Так и было. Кто не послушался в протяжении зимы, мужиков забрали и посадили, жёны были высланы с ребятишками. По пять, по семеро детей имели. В чём был и одет, обуты, увозили их на пристань и погружали в баржу, уже весной 1931 года в начале мая. Отца вызвали в волость и сказали ему: «запрягай своего Воронка в бричку свою и собирайтесь. Езжайте на пристань, вы будете высланы в Нарым». Благодаря тому, что отец вступил в коммуну он остался с нами. Приехал домой на запряжённом Воронке в бричку, телега с лестницами на которой сваживали снопы домой в сарай(ток) Отец зашёл в дом и говорит маме «Собирай детишек!»Нас было шестеро , младшему два годика, старшей сестре восемнадцать. Он сложил кое-какие вещи, погрузились, нас посадили, и прощай Родина навсегда!
14.08.2010 Ольгович С.И. На ниве просвещения. См.подробнее...
Один из выпускников Каргасокской средней школы № 1, учитель Семен Васильевич Щепеткин, через полвека после окончания школы, написал каргасокским школьникам-следопытам: «Запомнился Ольгович Игорь Владимирович - преподаватель - универсал (вел в старших классах математику, русский язык и литературу, историю). Помню, как однажды он с нашими девятиклассниками провел урок физкультуры. У нас было такое впечатление, что он мог преподавать все дисциплины школьной программы». Вот только завершить обучение этих первых десяти мальчиков и девочек преподавателю и завучу школы не пришлось:18 августа 1937 года Игорь Владимирович Ольгович-Жданенко был арестован органами НКВД. Школьникам объяснили, что он оказался...«польским шпионом». Большинство из них так и не узнало правды, того, что никакой «повстанческой организации», «именуемой «Польской организацией Войсковой» на территории Сибири никогда не было, что их любимый и уважаемый ими учитель не был ни шпионом, ни поляком, ни повстанцем», а уроженцем Западной Украины (и фамилия у него украинская!) из города Станислава (1962 года - Ивано-Франковск), самостоятельно изучивший марксистко-ленинскую теорию и мечтавший о построении социализма в СССР. Путь его к вершинам преподавательского мастерства был нелегок и весьма сложен. Вот как это было.
|
14.08.2010 Федорова Т.И. Уроки жизни См.подробнее...
Фёдорова Т.И., учитель истории МОУ Новоюгинская СОШ
Уроки жизни.
Урок первый.
1968 год. Мне 8 лет, я приехала к бабушке в Бондарку на летние каникулы. 22 июня. Сегодня мы с ней идём в гости к незнакомому мне дедушке («Так надо», - сказала бабушка). Мы не одни,... скромный стол,... непонятная фраза: «Ну, давайте помянем всех. Пусть земля им будем пухом»... Я играю на крылечке, в открытую в сени дверь слышен разговор взрослых, говорит, в основном, дедушка. Что-то в его голосе заставляет меня прислушаться... ...Дедушка: «...Собрали они нас в колонну и погнали по дороге. Крики, выстрелы, жарко, пить хочется... Навстречу танки, из люка переднего по пояс виден офицер в чёрной форме. Немцы, гнавшие нас, загалдели и дулами автоматов стали отталкивать нас на обочину. Но офицер-танкист что-то прокричал им, и они вернули нашу колонну на дорогу. На нас посыпались удары, а танкист жестами стал показывать, чтобы мы легли...». Мне стало страшно, я подошла к бабушке. Дедушка дрожащими руками скрутил самокрутку и закурил, а потом продолжил: «Мы легли, а танки поехали... по людям... В живых остались те, кто оказался между гусениц...Вот и я...». Я заткнула уши, закрыла глаза, но услышанное никуда не делось: слова ожили, и я всё сказанное УВИДЕЛА! Моя детская душа не была готова к этому, и я громко, навзрыд расплакалась... ...Я первый раз слышала ТАКОЕ о войне, я первый раз видела плачущего мужчину...
Просмотров этой страницы: 3473 |
|
|
|