Преподаватель Дома детского творчества Андрей Захаров стал лауреатом областного этапа Х Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования, получив диплом за победу в научно-технической номинации.
И эта высокая награда, полученная Андреем Геннадьевичем в феврале нынешнего года, в копилке достижений педагога с почти тридцатилетним стажем работы стала далеко не первой.
Душой и сердцем
При общении с этим по-настоящему увлеченным человеком с первых минут разговора становится ясно: конкурсы и дипломы для него не самое главное. На первом месте — его мастерская, которая давно стала вторым домом, и работа с детьми, ежедневная, кропотливая, давно уже ставшая не просто трудовой деятельностью, а образом жизни. Это то, чему он на самом деле отдает свое сердце, за что и болит, и радуется душа. И в данном случае победа в конкурсе «Сердце отдаю детям» для Андрея Захарова символична. О своих ребятах, а за годы работы через радиотехнический кружок их прошло более семисот человек, педагог может говорить до бесконечности. И первостепенным показателем того, что жизнь прожил не зря, он считает не столько собственные награды, сколько успехи и достижения воспитанников, которые со своими работами с легкостью обходят не только сверстников, но и студентов технических ВУЗов даже на межрегиональных инновационных форумах...
Андрей Захаров с гордостью рассказывает, что примерно треть его мальчишек поступили в университеты, связанные с радиотехникой: ТУСУР, ТГУ, ТПУ, ТГПУ. Около 50 бывших воспитанников стали отличными инженерами-программистами, среди них 8 аспирантов, 3 кандидата технических наук... «Когда я смотрю на фотографии своих лучших выпускников, не могу совладать с чувствами, сердце щемит от радости, гордости — не зря вложил в них частичку души...» — делится педагог...
Мастерская идей
Еще десять лет назад, рассказывая об энтузиастах из кружка Андрея Захарова, я писала о множестве интересных технических штучек, рождающихся в умелых руках юных талантов: это всевозможные радиоприемники, усилители звуковой частоты и светомузыкальные устройства, электрические звонки и электронные часы... Позже появилось множество других идей, воплощающихся в жизнь, таких как, например, лазерные указки и интерактивные доски для учебных занятий... «Сегодня мы с детьми осваиваем инженерные компьютерные программы, в которых, к примеру, студенты ТУСУРа начинают работать только с третьего курса, а у нас двенадцатилетний ребенок на этом уровне... Вот, смотрите сами, — показывая видеофильм, комментирует Андрей Геннадьевич, — это наши работы. Робот-интеллектуал... На „Сибирских Афинах“ наши семиклассники Степан Никулич и Леонид Щепеткин с этим роботом составили конкуренцию не только школьным, но и студенческим работам... Есть у нас робот-скорпион, робот-челюстник, который переносит груз, робот-пушка, стреляющий по заданным целям, робот-пайщик, он сам паяет детали...» Картинка действительно впечатляющая. Но, к сожалению, всего лишь картинка. Роботы, изготовленные ребятами, живут не долго. Детали нужны для воплощения новых идей. Из разобранных «скорпионов» и «интеллектуалов» появляются на свет робот-художник и робот-плоттер, выжигающий лазером. Ведь конструкторов, обычных наборов «Лего», из которых собираются роботы, всего четыре. И те приобретены на спонсорские средства, выделенные в 2010 году депутатами Николаем Середой и Виталием Маркеловым, которые откликнулись на просьбу о помощи...
Горят желанием
«В Доме детского творчества есть все условия для работы. Но технических возможностей нам катастрофически не хватает, — говорит Андрей Геннадьевич, — я все понимаю, проблемы с финансированием и прочие нюансы. Просто очень обидно, что на десять человек — один робот, что двое работают — пятеро сидят. Конечно, дети приходят, желающих много. Но сорок человек ежегодно — это предел. И зачастую при отсутствии деталей ребятам становится скучно, хотя интерес к технике и науке у них огромный. Чего бы хотелось? В идеале — чтобы, к примеру, каждому — конструктор, каждому — автомат световых эффектов, чтобы каждый ребенок смог что-то себе сделать... Мы и так все, что возможно, делаем своими силами. Все наши семь компьютеров восстановлены руками детей практически из утиль-сырья. Кстати, наши ребята делают это не только для себя. Пять компьютеров подарили Социально-реабилитационному Центру, по мере возможностей помогаем и своим кружкам...»
Юные радиотехники готовы поработать и на благо райцентра, его внешнего облика. Каргасокцы, к примеру, как выяснилось, очень ревностно относятся к электронным часам, расположенным на здании ДДТ. Как только табло потухло — сразу заметили и стали живо интересоваться судьбой часов... Воспитанники Андрея Захарова давно предлагают: «Готовы изготовить большое электронное табло, которое можно было бы разместить в центре Каргаска...» У ребят есть желание, они с удовольствием рассмотрят предложения о сотрудничестве, нужны только партнеры из числа односельчан, готовых поддержать идею.
Ирина Шашель
Источник: Газета «Северная правда»